Повесть о везире царя Юнана

 

1001 ночь. Арабские сказки

Книга тысячи и одной ночи

 

 

Повесть о везире царя Юнана

 

примечания в квадратных скобках [   ]

 

Тысяча и одна ночь. СказкиЗнай, о ифрит, – начал рыбак, – что в древние времена и минувшие века
и столетия был в городе персов и в земле Румана [13] царь по имени Юнан.

И был он богат и велик и повелевал войском и телохранителями всякого рода, но на теле его была проказа, и врачи и лекаря были против нее бессильны. И царь пил лекарства и порошки и мазался мазями, но ничто не помогало ему, и ни один врач не мог его исцелить. А в город царя Юнана
пришел великий врач, далеко зашедший в годах, которого звали врач Дубан.
Он читал книги греческие, персидские, византийские, арабские и сирийские, знал врачевание и звездочетство и усвоил их правила и основы, их;
пользу и вред, и он знал также все растения и травы, свежие и сухие, полезные и вредные, и изучил философию, и постиг все науки и прочее.

И когда этот врач пришел в город и пробил там немного дней, он услышал о царе и поразившей его тело проказе, которою испытал его Аллах, к о  том, что ученые и врачи не могут излечить ее. И когда это дошло до врача, он провел ночь в занятиях, а лишь только наступило утро и засияло  светом и заблистало, он надел лучшее из своих платьев и вошел к царю  Юнану. Облобызав перед ним землю, врач пожелал ему вечной славы и благоденствия и отлично это высказал, а потом представился и сказал:

“О царь,  я узнал, что тебя постигла болезнь, которая у тебя на теле, и что множество врачей не знает средства излечить ее. Но вот я тебя вылечу, о  царь, и не буду ни поить тебя лекарством, ни мазать мазью”.

Услышав его слова, царь Юнан удивился и воскликнул:

“Как же ты это  сделаешь? Клянусь Аллахом, если ты меня исцелишь, я обогащу тебя и детей  твоих детей и облагодетельствую тебя, и все, что ты захочешь, будет
твое, и ты станешь моим сотрапезником и любимцем!”

Потом царь Юнан наградил врача почетной одеждой [14], и оказал ему милость, и спросил его:

“Ты вылечишь меня от этой болезни без помощи лекарства и мази?”

И врач  отвечал: “Да, я тебя вылечу”.

 

И царь до крайности изумился, а потом  спросил:

“О врач, в какой же день и в какое время будет то, о чем ты мне сказал? Поторопись, сын моя!”

– “Слушаю и повинуюсь, – ответил врач, –  это будет завтра”.

А затем он спустился в город и нанял дом и сложил туда свои книги и лекарства и зелья, а потом он вынул зелья и снадобья и  вложил их в молоток, который выдолбил, а к молотку он приделал ручку и  искусно приспособил к нему шар. И на следующее утро, когда все это было
изготовлено и окончено, врач отправился к царю и, войдя к нему, облобызал перед ним землю и велел ему выехать на ристалище и играть с шаром и  молотком.

А с царем были эмиры, придворные, и везири, и вельможи царства. И не успел он прибыть на ристалище, как пришел врач Дубан, и подал  ему молоток, и сказал:

“Возьми этот молоток и держи его за эту вот ручку
и гоняйся по ристалищу и вытягивайся хорошенько – бей по шару, пока твоя  рука и тело не вспотеют и лекарство не перейдет из твоей руки и не распространится по телу. Когда же ты кончишь играть и лекарство распространится у тебя по всему телу, возвращайся во дворец, а потом сходи в баню,
вымойся и ложись спать. Ты исцелишься, и конец”.

И тогда царь Юнан взял у врача молоток и схватил его рукою, и сел на  коня, и кинул перед собою шар и погнался за ним, и настиг его, и с силой  ударил, сжав рукою ручку молотка. И он до тех пор бил по шару и гонялся
за ним, пока его рука и все тело не покрылись испариной и снадобье не  растеклось из ручки. И тут врач Дубан узнал, что лекарство распространилось по телу царя, и велел ему возвращаться во дворец и сию же минуту  пойти в баню.

И царь Юнан немедленно возвратился и приказал освободить  для себя баню; и баню освободили, и постельничьи поспешили, и рабы побежали к царю, обгоняя друг друга, и приготовили ему белье. И царь вошел в
баню, и хорошо вымылся, и надел свои одежды в бане, а затем он вышел и  поехал во дворец и лег спать.

Вот что было с царем Юнаном. Что же касается врача Дубана, то он  возвратился к себе домой и проспал ночь, а когда наступило утро, он пришел к царю и попросил разрешения войти. И царь приказал ему войти; и
врач вошел, и облобызал перед ним землю, и сказал нараспев, намекая на  царя, такие стихи:

“Возвышаются все достоинства, коль отцом ты их
Называешься, а назвать другого – откажутся.
О ты, чей лик сиянием огней своих
Прогоняет мрак дурного дела с чела судьбы!
Да сияет лик и да светится неизменно твой,
Хотя лик времен неизменно гневен и хмур всегда!
Оросил меня своей милостью и благами ты, –
То же сделали, что с холмами тучи, со мной они.
И бросал в пучины богатства ты с большой щедростью,
И достиг высот ты желаемых таким образом”.

И когда он кончил говорить стихи, царь поднялся на ноги и обнял его,  и посадил с собою рядом, и наградил драгоценными одеждами. (А царь, вышедши из бани, посмотрел на свое тело и совершенно не нашел на нем проказы, и оно стало чистым, как белое серебро; и царь обрадовался этому до  крайности, и его грудь расправилась и расширилась.)

 

Когда же настало утро, царь пришел в диван и сел на престол власти, и придворные и вельможи
его царства встали перед ним, и к нему вошел врач Дубан, и царь, увидев  его, поспешно поднялся и посадил его с собою рядом. И вот накрыли роскошные столы с кушаньями, и царь поел вместе с Дубаном и, не переставая,  беседовал с ним весь этот день.

Когда же настала ночь, царь дал Дубану  две тысячи динаров, кроме почетных одежд и прочих даров, и посадил его  на своего коня, и Дубан удалился к себе домой. А царь Юнан все удивлялся  его искусству и говорил:

“Этот врач лечил меня снаружи и не мазал никакой мазью. Клянусь Аллахом, вот это действительная мудрость! И мне следует оказать этому человеку уважение и милость и сделать его своим собеседником и сотрапезником на вечные времена!”

И царь Юнан провел ночь довольный, радуясь здоровью своего тела и избавлению от болезни; а когда  наступило утро, он вышел и сел на престол, и вельможи его царства встали  перед ним, а везири и эмиры сели справа и слева.
Потом царь Юнан потребовал врача Дубана, и тот вошел к нему и облобызал перед ним землю, а царь поднялся перед ним и посадил его с собою рядом. Он поел вместе с врачом, и пожелал ему долгой жизни, и пожаловал
ему дары и одежды, и беседовал с ним до тех пор, пока не настала ночь, –  и тогда царь велел выдать врачу пять почетных одежд и тысячу динаров, и  врач удалился к себе домой, воздавая благодарность царю.

А когда наступило утро, царь вышел в диван, окруженный придворными, везирями и эмирами.  А у царя был один везирь гнусного вида, скверный и порочный, скупой и
завистливый, сотворенный из одной зависти; и когда этот везирь увидел,  что царь приблизил к себе врача Дубана и оказывает ему такие милости, он  позавидовал ему и затаил на него зло.

Ведь говорится же: ничье тело не  свободно от зависти, и сказано: несправедливость таится в сердце; сила  ее проявляет, а слабость скрывает. И вот этот везирь подошел к царю Юнану и, облобызав перед ним землю, сказал:

“О царь нашего века и времени! Ты тот, в чьей милости я вырос, и у меня есть для тебя великий совет. И  если я его от тебя скрою, я буду сыном прелюбодеяния; если же ты прика-
жешь его открыть тебе, я открою его”.

И царь, которого встревожили слова
везиря, спросил его:

“Что у тебя за совет?”

И везирь отвечал:

“О благородный царь, древние сказали:
“Кто не думает об исходе дел, тому судьба не друг”.

И я вижу, что  царь поступает неправильно, жалуя своего врача и того, кто ищет прекращения его царства.

А царь был к нему милостив и оказал ему величайшее
уважение и до крайности приблизил его к себе, и я опасаюсь за царя”.

И царь, встревожившись и изменившись в лице, спросил везиря:

“Про кого ты говоришь и на кого намекаешь?”

И везирь сказал:

“Если ты спишь,  проснись! Я указываю на врача Дубана”.

– “Горе тебе, – сказал царь, –  это мой друг, и он мне дороже всех людей, так как он вылечил меня  чем-то, что я взял в руку, и исцелил меня от болезни, против которой были бессильны врачи. Такого, как он, не найти в наше время нигде в мире,  ни на востоке, ни на западе, а ты говоришь о нем такие слова. С сегодняшнего дня я установлю ему жалованье и выдачи и назначу ему на каждый  месяц тысячу динаров, но даже если бы я разделил с ним свое царство, и
этого было бы поистине мало. И я думаю, что ты это говоришь из одной  только зависти” подобно тому, что я узнал о царе ас-Синдбаде…”

И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.

Пятая ночь

Когда же настала пятая ночь, ее сестра сказала ей:

“Докончи твой рассказ, если тебе не хочется спать”.

И Шахразада продолжала:

“Дошло до меня, о счастливый царь, что царь  Юнан сказал своему везирю:

“О везирь, тебя взяла зависть к этому врачу,  и ты хочешь его смерти, а я после этого стану раскаиваться, как раскаял-
ся царь ас-Синдбад, убивши сокола”.

– “Прости меня, о царь времени, а  как это было?” – спросил везирь.

 
004Введите свой email address:   Получай сказки на свой Email творчество
 

Автор

admin

Моё имя Высший сорт винограда - чему я очень рада . Высший сорт вина - то не моя вина ! Государство в древности , которым правил Крез ( как из лавки древностей , иль из мира грёз ). В средней Азии долина … Угадайте моё имя . http://shalyminovaip.ru/ - Архивариус Я в соцсетях : https://vk.com/id88639069 https://twitter.com/happyveter1 https://www.facebook.com/lida.shalyminova http://www.liveinternet.ru/users/lida_shaliminova/ http://www.livejournal.com/user=ext_2704968 https://plus.google.com/+ЛидияШалыминова/